История русской верховой породы

Русская верховая порода является прямой наследницей ныне утраченной знаменитой орлово-ростопчинской породы, создателями которой стали люди, чьи имена неразрывно связаны с историей России — граф А. Г. Орлов и граф Ф. В. Ростопчин. В конце 18-го и начале 19-го века в связи с активными военными действиями русская кавалерия остро нуждалась в лёгкой, быстрой, но в то же время сильной и красивой верховой лошади, и это послужило первопричиной создания породы.


Граф Алексей Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины II, выдающийся политик и военачальник в полной мере проявил и свой талант селекционера, создав в Воронежской губернии, в Хреновском конном заводе, путём сложного воспроизводительного скрещивания первую российскую заводскую породу верховых лошадей, которая была названа в его честь — орловская верховая. Основой породы послужили лошади арабской, английской чистокровной, азиатских пород и европейские полукровные.


Годом создания породы ипполог В. О. Витт предлагает считать 1801 год — время возвращения графа Орлова из дрезденской ссылки. Алексей Григорьевич не жалел ни времени, ни средств на создание породы. Будучи чрезвычайно влиятельным человеком своего времени, и при этом, имея поистине неограниченные финансовые возможности, граф много учился и перенимал успешный зоотехнический опыт. Его труды себя оправдали — была создана лошадь, которую В. О. Витт описал как “совершенное равновесие и гармония без изнеженности”. Оставалось только придавать ей всё более и более отточенную “скульптурную” отделку, которой порода достигла в Яшме I, рождённом в 1816 г., уже после кончины Орлова, во времена В. И. Шишкина. Новая порода получила широчайшее распространение в государственных и частных конных заводах, орловские верховые лошади десятками тысяч поступали в ремонт кавалерии в период войны с Наполеоном.


Граф Ф. В. Ростопчин начал создавать свою верховую породу буквально вслед за Орловым. Военный, политик и фаворит Павла I, Ростопчин всегда был ценителем хорошей верховой лошади, в своём имении в с. Анна Воронежской губернии он держал завод, где были восточные, донские, “горские” и английские жеребцы и кобылы. Лошади Анненского завода привозились в Москву, где продавались как ремонтные в кавалерию, а лучшие матки приводились на случку с арабскими жеребцами в Вороново — подмосковное имение Ростопчина. В 1802 году волею случая граф был отстранён от службы и отправлен в отставку. На целых 11 лет он поселился в своём имении в Воронове, где “для утешения и развлечения, вне коммерческих расчётов” он основал конный завод.


Амбициозный Ростопчин не желал пользоваться готовыми верховыми лошадьми, в изобилии предлагаемыми в то время англичанами. Идеей графа было создание именно своей верховой лошади из того же материала, из которого англичане создали свою, на основе лошадей с Востока. Но, в отличие от А. Г. Орлова, Ростопчин обладал довольно ограниченными финансовыми возможностями, а о племенной работе имел поверхностные суждения, поэтому его порода, прозванная “ростопчинской”, была создана путём простого воспроизводительного скрещивания, и по сути её можно было назвать англо-арабской, при этом приближавшейся по типу и качествам к английской чистокровной, т.к. лошади выращивались и тренировались по английской системе, готовились к скачкам и принимали в них участие. Особенного успеха его лошади добились в Лебедяни, уже при сыне графа — А. Ф. Ростопчине, его знаменитый серый Анубис одержал 10 побед с выигрышем на общую сумму 13 850 рублей и стал самой результативной лошадью за первые 10 лет существования Лебедянского Скакового Общества.


В 1845 году Хреновской завод графа Орлова и Анненский графа Ростопчина (в то время недолго бывший в собственности Воейкова) были выкуплены государством, все лошади этих заводов были размещены на базе Хреновского завода. Сначала две верховые породы, орловская и ростопчинская, велись раздельно, но постепенно, в ходе зоотехнической работы, в 1860 году были объединены в одну породу, — орлово-ростопчинскую. Исходные породы весьма отличались по экстерьеру и рабочим качествам, — “блёсткая, но нестомчивая” и особенно талантливая в манежной езде — орловская, и ростопчинская — гораздо менее нарядная, но созданная, чтобы создавать уверенную конкуренцию английской чистокровной лошади на скачках. В новой породе соединились лучшие качества исходных пород, и эти лошади стали, можно смело сказать, основой полукровного коневодства России того периода, и как жеребцы, так и кобылы, имели свойства улучшающей породы, а также оказали большое влияние на формирование стрелецкой и донской пород


Во 2-й половине 19 века орлово-ростопчинские лошади уже были представлены на крупнейших российских и зарубежных конных выставках, где заслуженно вызывали интерес специалистов и простых зрителей и получали высокую оценку экспертов.


Несмотря на это, будущее породы оказалось в этот период под угрозой. Разведение орлово-ростопчинской лошади, кроме Хреновского, продолжалось в небольшом количестве частных заводов, лошадей которых не допускали к использованию в породе. Системы испытания лошадей в манежной или полевой езде не было (как во времена Орлова и Ростопчина), печатных племенных книг не издавалось, не было возможностей к сравнению работы коннозаводчиков. Также неумеренно в разведении начали использовать чистокровных верховых жеребцов. И, по словам В. О. Витта, “внешнюю блёсткость, условную красоту” лошадь сохранила, но рабочие качества снижались из поколения в поколение, и к концу XIX в. последние представители орлово-ростопчинской лошади превратились в типичных “парадёров».


Но с 1880 г. стали наблюдаться некоторые положительные сдвиги в работе с породой — было сокращено использование чистокровных верховых жеребцов и стали допускаться жеребцы из других заводов, в том числе арабизированные и стрелецкие. В 1883 году всё поголовье из Хреновского завода было переведено в конные заводы Беловодской группы.


В 1888 году Великий Князь Дмитрий Константинович основал в Полтавской губернии знаменитый Дубровский конный завод, организовав его в соответствии с самыми передовыми стандартами того времени. Разводимые там орлово-ростопчинские лошади были высочайшего качества, почти исключительно вороной масти, и поставлялись в Петербург на комплектование лейб-гвардии конно-гренадерского полка. А в 1898 году Дмитрий Константинович, будучи в то время Главноуправляющим Государственным коннозаводством, создал комиссию, которой было поручено разработать комплекс мер по сохранению и совершенствованию орлово-ростопчинской породы.


Но период внимания к породе длился недолго. Революция 1917 года, а потом и гражданская война нанесли непоправимый урон коневодству. Конные заводы были национализированы, какие-то уничтожены и разграблены, орлово-ростопчинские лошади практически ушли в небытие.


Только в 1931 году по распоряжению С. М. Буденного в Лимарёвском конном заводе №61 началась работа по восстановлению почти утраченной орлово-ростопчинской породы. В 1933 году всё поголовье породы из Лимарёвского завода было переведено в Деркульский к/з №63, где к началу Великой Отечественной войны было сосредоточено основное поголовье к тому времени уже русской верховой породы. В 1941 году, во время гитлеровской оккупации Донбасса, конный состав завода был полностью уничтожен. Сохранилась лишь небольшая группа лошадей, находившихся в первые дни войны в Москве, на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке).


Спасшиеся на выставке лошади в 1941 году поступили в 118-й завод в посёлке Красногвардейский (бывший совхоз “Талый Ключ”) Свердловской области (Уральский трест конных заводов). Управляющий Уральским трестом, Андрей Андреевич Соколов, принял решение о восстановлении русской верховой породы на базе 118-го завода. Он дал указание заводам своего треста переправить туда всех имеющихся у них лошадей русской верховой породы, и с этой же целью связался с заводами других трестов. В итоге в посёлок Красногвардейский были сведены все уцелевшие экземпляры этой породы. Среди них был и Букет — отец Беспечного, родоначальника самой многочисленной линии в современной структуре породы. За несколько лет работы Красногвардейский конный завод добился значительных успехов в деле восстановления породы, итогом работы стали крепкие и породные лошади, с ярко выраженным типом орлово-ростопчинца.


После 1953 года, с приходом к власти Н. С.  Хрущёва, отрасль коневодства впала в немилость. Всё поголовье русских верховых конного завода №118 было переведено в Ставропольский край, в Курсавский конный завод, а через два года — в Лабинский завод Краснодарского края, где в то время разводили преимущественно англо-арабских лошадей, что было в целом вполне совместимо с работой по восстановлению русской верховой лошади. Но завод был сразу же переориентирован на работу с чистокровной верховой породой, и русские верховые лошади в 1955 году стали в массовом порядке реализовываться в окрестные зерноводческие совхозы. Большая часть их была продана в Армавирский, Незамаевский и Степнянский совхозы, откуда в короткий срок бесследно исчезла.


Про породу забыли более чем на 20 лет, до конца 70-х годов 20 века, а вспомнили про русских верховых благодаря счастливому случаю. Однажды в Москву, в Тимирязевскую академию пришло письмо от двух школьниц из Свердловска (сейчас Екатеринбург). Девочки прочитали книгу “Забытый скакун”, посвященную русской верховой породе, и спрашивали в своём письме, что же случилось с породой, и почему она исчезла. Письмо попало в руки Вадиму Алексеевичу Парфёнову, в то время доценту кафедры коневодства академии, и история породы настолько его заинтересовала, что он посвятил русской верховой последующие 30 лет своей жизни.


В 1980 году Министерством Сельского хозяйства РСФСР был издан Приказ №351 “О мерах по воссозданию русской верховой породы лошадей”. Приказ был издан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №241 от 17 марта 1966 года, и в целях реализации курса на обеспечение конного спорта и экспорта верховыми лошадьми высокого качества. Головным хозяйством для воссоздания породы был назначен Старожиловский конный завод в Рязанской области, а научно-методическое руководство работой было возложено на кафедру коневодства Тимирязевской академии.


Итогом многолетнего труда многих людей стало то, что русская верховая порода была признана воссозданной и с 1 июля 1997 года была включена в  “Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию”, за регистрационным номером 9353144.


В настоящее время головным племенным хозяйством, занимающимся породой, является Старожиловский конный завод, а также некоторое количество русских верховых разводится в нескольких небольших хозяйствах.